Качественные требования могут быть разбиты на две подгруппы.
К первой подгруппе можно отнести следующие из них (не все они указываются в документах ЦБ).
1. Все учредители должны быть финансово устойчивыми, располагать достаточными собственными средствами для внесения в УК банка, выполнять все обязательства перед бюджетами. В отношении юридических лиц соответствующие данные должны быть подтверждены балансами и иными отчетными документами.
Важно, чтобы все средства, вносимые в УК банка, Банк России (его ТУ) признал активами, полученными из надлежащих источников. Об этом подробнее см.: ст. 72 Закона «О Центральном банке РФ», подп. 2.2.8 Положения ЦБ «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» от 10 февраля 2003 г. №215-П и Указание ЦБ «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов» от 10 февраля 2003 г. №1246-У.
2. Все учредители должны вызывать полное доверие, отличаться высокой обязательностью в делах, т.е. способностью и готовностью, желанием в срок, качественно и в полном объеме выполнять свои обязательства.
3. Средства всех учредителей (собственные) должны быть «чистыми».
4. Желательно, чтобы учредители – юридические лица представляли разные отрасли и секторы экономики, включая секторы финансового рынка (банки, страховые компании и др.). Предпочтение здесь следует отдать представителям перспективных отраслей и секторов (хотя финансово устойчивые и надежные хозяйственные единицы могут быть в любых сферах экономики). Впрочем, это не исключает преобладания среди учредителей представителей какой-то одной отрасли, важно лишь, чтобы в составе учредителей в той или иной пропорции были представлены и некоторые другие отрасли.
5. Все учредители банка, как юридические, так и физические лица, должны быть согласны с его стратегией и активно способствовать ее претворению в жизнь.
Вторая подгруппа качественных требований продолжает предыдущую и может включать, в частности, такие положения:
• необходимо, чтобы все учредители (участники) банка были в числе его клиентов (общее количество которых должно быть больше). Желательно, чтобы его клиентами стали и контрагенты учредителей (участников) по хозяйственным связям;
• ни один учредитель (участник) не должен пользоваться какими-либо исключительными правами или льготами, способными нанести ущерб устойчивости банка, а совет собственников банка не должен вмешиваться в его оперативную хозяйственную деятельность, пытаться подменять собой правление.
Пожалуй, единственный вопрос, над которым учредителям не надо специально думать, – это вопрос о минимально необходимой величине УК создаваемого банка. Величина «входного барьера» на рынок банковских услуг задана в Указании Банка России от 1 декабря 2003 г. №1346-У и составляет не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро (с начала 2002 г. данное требование в равной мере относится как к вновь учреждаемому отечественному банку, в том числе учреждаемому путем изменения статуса НКО на банковский статус, так и к создаваемому на территории РФ дочернему банку иностранного банка).
Таким образом, Центральный банк не только уравнял в рассматриваемом аспекте отечественные и иностранные банки, но, подняв «планку» минимально необходимого размера УК для российских банков сразу в 5 раз и далее постепенно продолжая ее поднимать (в рублевом исчислении), резко ограничил и все более ограничивает возможности возникновения новых отечественных банков. Оба эти решения разумному объяснению не поддаются. Либо в главном российском банке полагают, что в стране и так уже вполне достаточно банков (хотя это совсем не соответствует действительному положению вещей в большинстве регионов), либо считают, что России новые банки еще нужны, но только не отечественные.
Работу по отбору учредителей банка, подготовке необходимых документов, саму регистрацию целесообразно поручить небольшой организационной группе в составе трех-пяти человек, которые потом при желании могут войти в число сотрудников создаваемого банка.
Рекомендуем также почитать:
Выводы
Банковский маркетинг представляет собой вид деятельности банка, концепцию и функцию управления, а также особую философию мышления банковского служащего, которые ориентированы на рынок банковских услуг.
По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на активный и пассивный.
Маркетин ...
Методические положения по оптимизации использования кредитных ресурсов
Актив баланса коммерческого банка показывает распределение ресурсов банка по видам операций.
Оптимизация активных операций банка является оптимизацией направлений использования ресурсов банка. Необходимо выяснить, на какие цели, в каком объеме и кому предоставляются ресурсы банка.
Для осуществле ...
Операции предприятий с векселями
Среди участников рыночных отношений широко распространены ряд схем работы с векселями:
1. Выпуск предприятиями векселей для оформления товарных кредитов.
Предприятие эмитирует вексель и расплачивается им за полученные товары (услуги). В дальнейшем оно может принять вексель от этого же или друго ...