– взнос и изъятие денег осуществляется в любое время без каких-либо ограничений;
– владелец счета уплачивает банку комиссию за пользование счетом в виде твердой месячной ставки;
– банк за хранение денежных средств на счетах до востребования уплачивает невысокие процентные ставки либо вообще не платит;
– банк по депозитам до востребования отчисляет более высокие нормы в фонд обязательных резервов в ЦБ РФ.
В связи с высокой мобильностью средств остаток на счетах до востребования не постоянен, иногда крайне изменчив. Однако, невзирая на высокую подвижность средств на счетах до востребования, имеется возможность определить их минимальный, не снижающийся остаток и использовать его в качестве стабильного кредитного ресурса [25].
С помощью вкладов до востребования решается задача получения прибыли банком, так как они самый дешевый ресурс, а затраты по обслуживанию расчетных и текущих счетов клиентов минимальны. У большинства коммерческих банков депозиты до востребования занимают наибольший удельный вес в структуре привлеченных средств. Однако оптимальным считается удельный вес этих средств в ресурсах банка до 30-36 % [39]. В России же доля этих средств гораздо выше. Увеличение доли депозитов до востребования в финансовых ресурсах банка уменьшают его процентные расходы и позволяют получить более высокую прибыль от использования этих средств в банковских активах. Но вместе с тем расчетные счета – это самый непредсказуемый элемент пассивов. Поэтому высокая их доля в заемном капитале очень сильно ослабляет ликвидность банка. В связи с этим важной задачей управления является определение оптимальной структуры депозитной базы банка.
На втором месте по значимости для банков выступают срочные
вклады, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени. Срочные вклады
— это денежные средства, зачисляемые на депозитные счета на строго оговоренный срок с выплатой процента. Ставка по ним зависит от размера и срока вклада. То обстоятельство, что владелец срочного вклада может распоряжаться им только по истечении оговоренного срока, не исключает возможности досрочного получения им в банке своих денежных средств. Однако в этом случае у клиента понижается размер процента по вкладу.
Срочные депозиты классифицируются в зависимости от их срока:
– депозиты со сроком до 3 месяцев;
– депозиты со сроком от 3 до 6 месяцев;
– депозиты со сроком от 6 до 9 месяцев;
– депозиты со сроком от 9 до 12 месяцев;
– депозиты со сроком свыше 12 месяцев.
Достоинством срочных депозитных счетов для клиента является получение высокого процента, а для банка – возможность поддержания ликвидности с меньшим оперативным резервом. Недостаток срочных депозитных счетов для клиентов состоит в низкой ликвидности. Для банка недостаток состоит в необходимости выплат повышенных процентов по вкладам и снижении, таким образом, маржи.
Существуют две формы срочных вкладов:
– срочный вклад с фиксированным сроком;
– срочный вклад с предварительным уведомлением об изъятии.
Собственно срочные вклады
подразумевают передачу средств в полное распоряжение банка на срок и условиях по договору, а по истечении этого срока срочный вклад может быть изъят владельцем в любой момент. Размер вознаграждения, выплачиваемый клиенту по срочному вкладу, зависит от срока, суммы депозита и выполнения вкладчиком условий договора. Чем длительнее сроки и (или) больше сумма вклада, тем больше размер вознаграждения. Такая детальная градация стимулирует вкладчиков к рациональной организации собственных средств и их помещению во вклады, а также создает банкам условия для управления своей ликвидностью.
Рекомендуем также почитать:
Проекты ЕБРР
Банк ВТБ 24 привлек пятилетний кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму $150 млн., сообщает пресс-служба ВТБ 24.
Плавающая процентная ставка по привлекаемому кредиту формируется из шестимесячной ставки LIBOR и маржи ЕБРР. Заемные средства будут направлены на финансирован ...
Передовые банковские технологии на рынке депозитных услуг
Используя передовые банковские технологии, ОАО «УбРИР» гарантирует клиентам высокое качество обслуживания. На сегодняшний день в Банке функционирует комплекс дистанционного обслуживания: Интернет-банк, Центр телефонного обслуживания, SMS-инфо, платежи через банкоматы. В 2009 году ОАО «УбРИР» предл ...
Мероприятия банка России по совершенствованию банковской
системы и банковского надзора в 2004 году
Банк России последовательно реализует задачи, определенные банковским законодательством и получившие конкретизацию и развитие в "Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации". В 2004 году Банк России продолжит решение намеченных Стратегией задач - комплекс мер по развитию ...