Совершенствование нормативной базы – основа для развития розничных банковских услуг
Страница 1

Материалы » Особенности розничных банковских услуг и пути их совершенствования » Совершенствование нормативной базы – основа для развития розничных банковских услуг

Специалисты международной консультативной группы (CGAP), рассмотрев состояние дистанционного банкинга в России, для максимизации потенциала дистанционного банкинга предложили изменить российское законодательное обеспечение платежных услуг и внести изменения в Закон о банках, чтобы:

- разрешить агентам оказывать более широкий спектр услуг, таких как обработка и выдача займов и привлечение вкладов; смотреть фильмы онлайн в хорошем качестве

- устранить ограничения в отношении получателей платежей и плательщиков по агентским схемам (т.е. не ограничиваться физическими лицами).

Кроме того, для содействия банковскому обслуживанию населения отдаленных территорий РФ в аналитической записке CGAP рекомендуется разрешить почтовым отделениям выступать агентами банков.

В соответствии с рекомендациями специалистов CGAP в России было бы целесообразно принять закон о национальной платежной системе. Такой закон должен прояснить статус небанковских поставщиков услуг по приему платежей, а на его основе могут быть разработаны другие нормативные акты, разъясняющие технику оказания таких услуг.

Помимо этого, закон мог бы разрешить Центральному банку Российской Федерации устанавливать минимальные требования к созданию и деятельности небанковских платежных агентов, в том числе требования к их капиталу и ликвидности, ограничения на вложение средств и требования к отчетности.

Помимо этого, закон мог бы дать право Банку России проводить проверки небанковских поставщиков платежных услуг разъясняющий деятельность платежных агентов по приему платежей физических лиц, несколько сузил возможную сферу деятельности небанковских организаций, чем существенно ограничил конкуренцию банковских и небанковских организаций на рынке розничных платежных услуг.

Для целей дистанционного банкинга было бы полезно установить четкое разграничение ролей регулятора банковской сферы и регулятора телекоммуникаций, а также ввести четкий, безопасный и надежный режим осуществления операций в электронной торговле.

Регулирование электронных денег должно быть пропорционально существующим рискам.

Для некредитных организаций - эмитентов электронных денег следует установить обязательные правила: например, в части максимальной суммы операции на одного клиента и максимальной суммы остатка на счетах электронных денег, нормы ликвидности и платежеспособности, а также в части доверительного хранения чистого дохода клиентов на счетах электронных денег.

Мировые тенденции развития нормативно-законодательного обеспечения предполагают создание конкурентной среды в области предоставления платежных услуг.

Так, например, Европейской комиссией была принята Директива о платежных услугах, призванная упорядочить рынок платежей, согласно которой на этом рынке должны конкурировать три типа организаций: банки (и другие кредитные учреждения), специализированные платежные учреждения и учреждения электронных денег.

Указанная Директива определяет современные и согласованные юридические рамки для платежных услуг, устанавливает правила осуществления платежных операций с использованием электронных средств.

В России дистанционный банкинг в перспективе способен повысить доступность финансовых услуг для физических и юридических лиц. Для этого, помимо развития информационных и коммуникационных технологий, необходима современная нормативно-правовая база, которая:

- позволит использовать широкий круг агентов для оказания разнообразных услуг за пределами банковских офисов, увеличив тем самым количество точек обслуживания;

- упростит порядок открытия счетов (как с личным присутствием, так и дистанционно), идентификации клиентов и требования отчетности для всех видов финансовых транзакций без ущерба для соответствующих стандартов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма;

- позволит широкому кругу организаций (подлежащих соответствующему надзору) оказывать расчетно-платежные услуги и выпускать электронные деньги, что будет способствовать появлению различных инноваций.

Предполагается, что новая концепция нормативно-правового регулирования дистанционного банкинга с охватом всех видов платежей будет содержаться в разрабатываемом законе "О национальной платежной системе", в котором следует:

дать юридическое определение платежа;

установить регулирование платежных отношений;

раскрыть процедуры регулирования платежных методов;

Страницы: 1 2

Рекомендуем также почитать:

Депозиты юридических лиц
Если вы хотите иметь представление о банке не из рейтинговых таблиц, а что называется “изнутри”, - есть один проверенный способ: через опрос корпоративных клиентов выясняется способность того или иного банка заинтересовать фирмы в открытии разного рода депозитных счетов. Это один из критериев приз ...

Контроль за состоянием ссудного портфеля
Кредитный портфель служит главным источником доходов банка и одновременно - главным источником риска при размещении активов. От структуры и качества портфеля банка в значительной степени зависит устойчивость банка, его репутация и финансовый успех. Поэтому во всех банках ведется контроль за качест ...

Структура собственного капитала банка и характеристика его отдельных элементов
Собственный капитал банка представляет собой совокупность различных по назначению полностью оплаченных элементов, обеспечивающих экономическую самостоятельность, стабильность и устойчивую работу банка. Обязательным условием для включения в состав собственного капитала тех или иных средств является ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru