Сегодня банковский сектор уделяет большое внимание развитию кредитования малого и среднего бизнеса. Сектор малого бизнеса является менее изученным и понятным для банков в отличие от сектора крупного бизнеса, кредитование которого в силу ряда причин более безопасно. Поскольку малый бизнес зачастую оказывается для банков "терра инкогнита", они обоснованно пытаются разделить свои риски при кредитовании данного сектора со страховыми компаниями. Страховщики до последнего времени тоже не рассматривали страхование малого бизнеса в качестве приоритета развития. Однако сегодня ситуация меняется.
Любая развитая экономика сильна, прежде всего, своим средним классом. Западные страховщики от 50 до 90% прибыли получают именно от страхования малого и среднего бизнеса, поэтому их основные программы рассчитаны на среднее предприятие. Как показывают различные исследования, в России услугами страховых компаний пользуются не более 20% предприятий МСБ. В то же время наблюдается устойчивый рост убытков данного сектора от неблагоприятных событий: от потери имущества в результате аварий, пожара, стихийных бедствий, предпринимательских рисков и т.д. При этом 90% убытков являются существенными для финансовой устойчивости предприятия.
На наш взгляд, для создания цивилизованных отношений в сфере страхования малого бизнеса существует ряд препятствий.
Одним из таких барьеров является низкая страховая культура рядового предпринимателя. Именно недостаточная страховая грамотность руководителей малых и средних предприятий привела к отставанию российских предпринимателей от западных по уровню использования страхования в бизнес-целях. С одной стороны, это связано с экономией средств, с другой - с недооценкой самого страхования как мощного финансового инструмента, экономически выгодного метода возмещения убытков.
Кроме того, к препятствиям можно отнести: неудачный опыт страхования в ненадежных компаниях или компаниях, которые занимают позицию жесткой селекции клиентов, неумение, а часто и нежелание страховщиков обслуживать клиентов с ограниченным платежеспособным спросом при высоких рисках.
Рекомендуем также почитать:
Демонетизация и дематериализация денег
Эволюция денежного обращения и общественного развития привела к демонетизации золота, а затем и дематериализации денег. Демонетизация денег означает утрату золотом функций денег, т.е. исключение золотых монет из внутреннего и внешнего денежного обращения во всех странах. Во внутреннем обращении де ...
Управлением риска ликвидности
Управление ликвидностью осуществляется двумя способами: путем управления активами и путем управления ликвидными заемными средствами. Управление риском ликвидности базируется на GAP-анализе, суть которого состоит в расчете абсолютного и относительного разрыва между потоками активов и пассивов по со ...
Организация работы с проблемными кредитами
При возникновении признаков снижения классификации и повышения риска по кредиту ответственные работники банка ставят в известность Кредитный комитет и руководство банка.
В случае непогашения заемщиком сумм вознаграждения (интереса) и основного долга по истечении планового или пролонгированного ср ...